27 ноября Губернский центр спорта «КУЗБАСС» посетил один из сильнейших борцов современности, трехкратный олимпийский чемпион, депутат Государственной Думы РФ – Александр Карелин. Перед началом мастер-класса для спортсменов и тренеров Александр Карелин дал интервью о развитии борьбы в Сибири.
С Федерацией спортивной борьбы Кемеровской области Александр Карелин встречается довольно часто. И сейчас, неделю спустя после проведения первенства России по греко-римской борьбе среди юношей в Губернском центре спорта «КУЗБАСС», который стал флагманским центром спорта в Кузбассе за прошедшие 4 года со дня его открытия, им было о чем поговорить. Точнее, не обсуждать на педагогическом мозговом штурме, какие предпочтения получаются у классиков, а какие у вольников, а встретиться в присутствии тренеров, которым обязаны продолжением борцовских традиций в Кузбассе, чтобы позаниматься с ребятами.
Александр Карелин был в форме, чтобы провести не просто мастер-класс, а общую совместную тренировку, ответить на вопросы юных кузбасских борцов и показать чему научил его бессменный тренер Виктор Михайлович Кузнецов. Не каждый день такое случается, чтобы депутат Государственной Думы переобулся в борцовки и отработал с мальчишками приемы на ковре, не правда ли? Не каждому так повезет, чтобы с ним бок о бок тренировался трехкратный олимпийский чемпион, которого тренер учил не просто делать приемы и защищаться от соперника, а учил выигрывать и побеждать. И это будет не пересказ методики, а маленькие, но важные элементы, которые спортсмен должен повторять каждый день.
Первым делом журналисты спросили, какой эффект ожидает Александр Александрович от этой тренировки:
— Я надеюсь, что мы сможем элегантно совместить навыки и предпочтения борцов вольного стиля и греко-римского. Будет у нас контрольная и экспериментальная группа, кто покажет лучшие кондиции по каждому телодвижению. Ребятам я продемонстрирую красивые приемы. Но, чтобы это получалось на соревнованиях, а тем более на каждом сопернике, есть такая немаловажная деталь – нужно с завидным упорством, с самоограничением, с постоянством повторять их. Именно об этом я буду с ними разговаривать. Если вы проведете четкие аналогии, в учебе без повторения — не получится, достижений в профессии без усидчивости — не получится. Не бояться работать, быть готовым к честной конкуренции. Здесь борьба, как сказал Виссарион Белинский, это условие жизни. Основное требование, которое должно быть у ребят: это требование к самому себе. Ни к своим тренерам, ни родителям, ни к кому бы то ни было. К себе: «что я сделал, чтобы стать сильнее?»
Учитывая, что в зале находились люди, которые занимаются борьбой и тренируются регулярно, то возник вопрос, насколько интенсивны должны быть тренировки:
— Если ты хочешь выглядеть хорошо, иметь очевидный аппетит, 4 по 17 и нехитрые движения с утра тебе помогут. Если ты хочешь стать победителем первенства области, то эти 4 по 17 нужно умножить хотя бы на десять в каждой тренировке. А если ты хочешь быть лучшим, чтобы тебя признавали не только твои родители, но и соперники и судьи, тогда нужно умножать на сто. Там, где особый талант, природная предрасположенность, этого достаточно. В моем случае, учитывая, что я не обладал изначально ни артистичностью, ни особой техникой, нужно было еще больше усилий, еще умножить на пятерочку.
Согласованность между тренером и спортсменом, упорство в достижении поставленных целей, это еще одно правило, которое прокладывает дорогу к профессиональному спорту:
— Если мой тренер Виктор Михайлович Кузнецов сказал — будь добр, выполняй. Я не думал о том, что я как-то усовершенствую его движения, я не усложнял. Когда тратишь время на сомнения, не только тренера подводишь своим недоверием, на это тратится огромное количество энергии. Сначала сомневаешься, упускаешь время, потом с сомнениями борешься. Потом ты уже начинаешь сомневаться, а правильно ли ты сомневался?12 переломов ребер — это следствие отсутствия сомнений. Бывает! Но ты получаешь опыт, навык. А соперники, которые могут позволить себе сомневаться в установках своего тренера, тоже получают навыки – неуверенности.
Виктор Михайлович Кузнецов каждый день на ковре. Приходит за час до тренировки, разминается, а потом показывает приемы на ковре. В этом году он оторвал себе бицепс, штангу поднимал. Приезжаю, у него рука синяя. С обследования он сбежал на тренировку. Звоню доктору, а он шутит: ты, мол, скажи доктору, что у меня с 1956 года еще и плечо оторвано. Он пришел в зал через четыре недели после того, как ему пришили бицепс, плечо. Еще через две недели он приемы Роману Власову на ковре показывал, когда тот вернулся со сборов. Я молодым ребятам говорю, палец ударите, четыре недели на тренировки не ходите, восстанавливаетесь на физиопроцедурах, ухо – полгода на ковер не выходите. Не жалейте себя, спорт – это труд!
На вопрос, изменились ли методики тренировки в соответствии с более жесткими правилами и требованиями к спортсменам, Александр Александрович ответил:
— Как сказал уникальный тренер и уникальный атлет Шамиль Невретдинов, долгое время главный тренер сборной СССР и России, «хороший борец, как бы его не смогли подготовить, и как бы не менялись правила, он и на коленях бороться будет».
Методика подготовка в части напряжения, насыщенного соревновательного графика не изменилась. Минимум 6 турниров в год каждый атлет высокого уровня должен проходить. Чтобы до этого уровня добраться, каждый месяц нужно бороться. Я считаю, только в этом секрет моральной устойчивости и подготовки высококлассных спортсменов.
Методика подготовки не меняется, меняется тактика поведения во время турнира. Есть физические, функциональные, технические особенности во время каждого турнира, каждой схватки, возможно, ты должен готовиться к двум кругам поражения.
Но опять же эта тактика может быть разрушена одним неловким движением – не тот билет вытянул и свободен. Чтобы не оказаться свободным, в каждой схватке нужно быть готовым победить. В каждой!
Нельзя планировать турнир заранее, я в этом убежден. Придти и думать, с кем ты будешь бороться в финале, очень неблагородное и неблагодарное дело. Надо каждую схватку переживать заново. Надо осмысленно подходить даже к самому определению – «схватка». Вчера был на тренировке в Новосибирске, подходит ко мне одна мама, спрашивает, как принять позицию правильно? Я говорю, принять позицию можно за столом, у фотоаппарата, а в борьбе нужно занять позицию. Здесь нужно ее завоевать как рубеж, через который ты шагнешь к победе или к поражению.
Что касается изменений тактики поведения во время турнира, Александр Карелин дополнил:
— Раньше у нас было не более трех поединков за день. Турнир как категория продолжался до трех дней — первые предварительные поединки, вторые предварительные и финалы. Я считаю, что для зрелищности, чтобы публике было интересней, нужно на два дня вытягивать категорию, сейчас такие разговоры ведутся.
Есть одно отличие, будешь бороться 4-5 схваток, если, проиграв в первую встречу тому, кто будет финалистом, попадаешь в «утешение». Я считаю, что после любого поражения утешиться невозможно. Но если ты выиграл все схватки, то можешь бороться до 8 схваток. Поэтому кроме первого места есть один значимый аргумент – сэкономь силы. Или 4-5 или 8, есть же разница?
Вопрос от тренеров, насколько конкурентоспособны наши сибирские борцы?
— На российском Кавказе перепроизводство борцов вольного стиля. Если взять Осетию, там четыре двукратных, один трехкратный олимпийский чемпион. Те ребята, которые через сито пробились, они уезжают в регионы, где есть амбиции быстро подготовить чемпионов. Там берут этих несозревших ребят. Поборовшись по юниорам до 30 лет, для сборной команды он уже бесперспективен. При том, что такой спортсмен не обрел навыков жесткого противостояния, потому что он с детьми боролся. Про закошенных ребят, загорбаченных в неравных схватках без негодования говорить нельзя. Я категорический противник возрастных «подставок». Такие борцовские державы, как например, Турция, позволяют себе такие фокусы. Для нас это не приемлемо.
Чтобы бороться, мы должны конкуренцию выравнивать. Когда наш Сибирский Федеральный округ будет проходить на уровне, где все субъекты представляют разменные команды и где конкуренция высока, тогда и те ребята, кто пытается использовать неконкурентные преимущества, применяя на себя более юный возраст, не пробьются. Потому что наши ребята будут более конкурентоспособны.
Учитывая тот факт, что новосибирская школа борьбы в СФО сильнейшая, аудиторию интересовал вопрос, как обеспечить преемственность опыта у новосибирского тренерского контингента и спортсменов:
— Неделю назад прошло первенство России среди юношей, новосибирский динамовец на этом ковре выиграл первенство России. Мы в Новосибирске в развитии борьбы в Кузбассе заинтересованы кровно, потому что нам под боком нужна конкуренция. Местным ребятам надо давать шансы. Не перетоки организовывать из одного региона в другой, туда, где возможностей будет больше, где административный ресурс, где поддержка лучше, а в каждом регионе мы должны развиваться.
Тренерские семинары – мы всегда открыты. Приехал Александр Слабей, говорит, можно мы в Кемерово легендарного Кузнецова пригласим? Говорю, нет. Он не будет объяснять хрестоматию, он учит побеждать. Нужна агитпоездка, приехал сам. Не потому что я депутат Госдумы, я не киваю на государственные возможности. Это моя профсоюзная задача – представлять интересы тех, кто идет за нами. Это задача федераций наших регионов. Борьба — это же выбор жизненный. Мы должны понимать, что если завтра у нас борцов не будет как специализации, про нас забудут кто мы такие. Потом с переводчиком будем объяснять, почему у нас уши сломаны. Что это не родовая травма, когда младенцев щипцами вытаскивают, а на ковре мы это заслужили.
Семинары есть, но на них надо попасть, надо иметь призеров. Вы знаете, каждый ребенок приходит заниматься за счет своих собственных сил и за счет средств родителей. И задача федераций, в Сибири особенно, чтобы на семейный бюджет это никак не ложилось.
Мы должны обеспечить первоначальный отбор. Не на себя взять и спалить страну деньгами — стал чемпионом России и тебе сразу золотые зубы, стал чемпионом мира и тебе угольный комбайн, чтобы ты всю жизнь зарабатывал. А опираясь на плечи своих старших товарищей, пользуясь методиками, которые дают тренеры, стремиться попасть под заботу государства.
Преемственность должна быть не только между регионами, но и среди поколений, считает Александр Карелин:
— Сибирь — это территория борцов. Так было с незапамятных времен. Так должно быть всегда. Для этого вы должны привлекать молодых тренеров, заколдовать всей лирикой, всем поэтизмом нашей борцовской жизни. А люди в галстуках и значках должны обеспечить к этому должные аргументы, чтобы их могло заметить государство.
Самая большая проблема найти тренера, который не придет и сядет в зале со свистком, а сначала пройдется по школам. Это старшее поколение тренеров ходили в школы два раза в месяц, делали отсев. Если мне 25-летний тренер сегодня говорит, что у него зарплата маленькая по школам ходить. Я говорю, если у тебя не будет трех групп по 20 человек, у тебя так и будет маленькая зарплата. Ты не можешь претендовать на заработок, если у тебя красиво сломаны уши и ты боец кривоногий. Государство тебе дает занятость, стаж. Все остальное тебе додаст федерация.
Есть проблема, когда взрослый тренер не пускает никого к себе, сам не тянет и не пускает молодых. У В.М. Кузнецова под рукой «Динамо», учебный центр ГУВД, бывший зал Высшей школы милиции, ВАСХНИЛ, Краснозерка – 5 залов. Понятно, что он работает только со старшей группой. Но в этих залах работают тренеры, которые обеспечивают приток и селекцию молодежи. И эта часть очень важна, чтобы взрослые, маститые, убеленные сединами тренеры тянули за собой молодых.
О роли инициативы в спорте также упомянул олимпийский чемпион:
— Была инициатива от федерации – сегодня я здесь. Не надо заорганизованности, писать мне официальные письма, почему депутат Госдумы должен одеть борцовки и выйти на ковер. Мы должны все выполнять вместе. Раньше были помоложе и позвонче, телефонов не было сотовых, разговаривали между собой. И эти инициативы давали плоды в виде чемпионов и призеров мира, олимпийских чемпионов.
На уровне тренерской работы, у нас в школе Кузнецова дневники проверяют. Если спортсмен в школе получаешь двойки, на тренировки не пустят. У Славы Роденко, чей боец Стас Клюха выиграл, у него печати «за отличие» ставят. Георгий Победоносец на печати вырезан. Первая степень — зеленая печать, потом синяя, потом красная. Десять красных – значок. Печать! Родители на тренировках за печатью в очередь выстраиваются, у них между собой конкуренция. Это деньги? Нет. Это инициатива.
-Есть ли в Кузбассе предпосылки, чтобы воспитать своего олимпийского чемпиона?
— Их более чем предостаточно. Вы имеете явное конкурентное преимущество, потому что в сопредельной с вами Новосибирской области, которую я представляю, нет Губернского дворца спорта «КУЗБАСС». Несмотря на то, что в Новосибирске есть большая арена для проведения массовых мероприятий, где турнир можно провести на всероссийском уровне.
Здесь на постоянной основе лежат ковры, т.е. ребята регулярно могут тренироваться в этих условиях. Во многих городах Кузбасса есть центры борьбы – клубы, школы, большое количество залов. Само первенство области уже дает возможность приехать, к примеру, из Белово бороться в такой зал, где уровень более чем достойный. А.Ю. Брыксин вместе с сотоварищами внесли вклад в создание этого замечательного кузбасского центра. Именно их солидарность и позиция привлекла внимание и поддержку губернатора А.Г. Тулеева.
Есть замечательное, на мой взгляд, условие – тренеры, которые сохранились, те, кто представляет традиции, кто несет в себе методические накопления.
То, что федерация проявила очевидное здравомыслие в компромиссности, несмотря на очевидную, временами жесткую конкуренцию между классиками и вольниками. Те, кто за борьбой продолжительно следит, знают, что Кемерово это всегда был городом вольников. Новокузнецк всегда был городом классиков, потому что оттуда и призеры олимпийских игр и чемпионы мира. То, что смогли объединиться сейчас вот эти парни, которые
являются обоймой за нашим столом – два вице-президента, каждый ведут свою специализацию и при этом конкурируют внутри, а не за счет друг друга.
То, что руководитель департамента спорта и молодежной политики сегодня тоже здесь, хотя сегодня не календарная встреча Минспорта РФ, не является обязательной для посещения властями. У нас сегодня товарищеский разговор. Все эти обстоятельства предполагают вашу широкую конкурентоспособность.
При товарищеском разговоре был и товарищеский совет:
— Есть одно «но», что я должен сказать. Классики под руководством А.А. Селезнева чуть раньше шагнули к селекции, вольники как маститые, с основательным, осадистым положением решили работать сразу с турнира по взрослым – с «Шахтерской славы».
В этом у нас расхождение по взглядам. Я говорю, что надо сначала набрать юных борцов, чтобы ковать из них тех самых чемпионов.
То, что Кузбасс богат талантами, это очевидно для меня. Традиции здесь есть. Количество сломанных ушей при отсутствии шевелюры и седине говорит о том, что есть на кого смотреть, есть за кем идти. Нужно только одно – погрузить в эту замечательную, пахнущую борцовским потом, атмосферу зала молодежь. А потом из них, как из россыпи, под давлением борьбы родятся алмазы, которые силой тренеров мы сможем сделать бриллиантами.
В качестве ремарки к 60-летнему юбилею, который федерация отметит в следующем году, Карелин пожелал:
-…чтобы появились призеры, а еще лучше — победители и чемпионы во всех возрастных категориях. Для меня намного важнее и приятнее, чтобы по юниорам, юношам и по младшим юношам появились победители и чемпионы. Так же как неделю назад отгремело Первенство России среди молодежи по греко-римской борьбе. Самое главное, чтобы федерация к своему 60-летию пришла с победами, с предпосылками к победам будущего. Чтобы, например, к 65-летию встряхнуть этот замечательный, трудолюбивый край возможностью гордиться за своего чемпиона мира, а еще лучше, за олимпийского чемпиона.