Сергей Пятак: «Главное для борца – внутренний стержень»

Сергей Пятак: «Главное для борца – внутренний стержень»

В кабинете у Сергея Анатольевича стоит старая фотография. На ней он со своим другом Константином Роговичем. Молодые улыбающиеся ребята. В тот 1977 год Константин Рогович стал победителем в личном первенстве СССР по юношам. И заслуга в том была их тренера Ивана Ивановича Вахтеля.

Сергей Анатольевич интересный собеседник, но о себе рассказывает мало, в основном говорит о борьбе. Искренне признается, что борьба дала ему очень многое. Благодаря ей он взял в руки книги. В школе его было не заставить читать. Повзрослев, он прочитал всю школьную программу. Как раньше, так и сейчас твердо уверен, что борцы – образованные люди. Ведь и он в свое время тянулся за старшими ребятами, хотел больше узнать, чтобы с другими борцами мог разговаривать на равных.

Сергей Анатольевич – заместитель директора в кемеровской ДЮШС №4, мастер спорта СССР по вольной борьбе, отличник физической культуры и спорта, награжден медалью «За достойное воспитание детей».

— Сергей Анатольевич, вас привел в борьбу друг?

— Да. Мы жили с Константином Роговичем в одном доме, на Кузнецком, 96. Учились в одной школе. У нас был замечательный двор. Старшие приглядывали за младшими. Родители всегда были спокойны за нас. Летом они даже не боялись отпускать нас со старшими детьми на речку. У Константина был старший брат Евгений. В то время они всем двором пошли на борьбу к Ивану Ивановичу Вахтелю. Потом стал заниматься Константин, именно он привел меня в спортзал. Мне тогда было 12 лет. Помню, мы уже занимались, а старшие нас во дворе всегда подзуживали, чтобы мы померялись силами с каким-нибудь старшеклассником. Боремся, смеемся, все у нас было по-доброму. Но именно тогда формировался характер – не дать себя в обиду, быть первым.

Отзанимался я недолго, мне пришлось бросить тренировки, так как родители были не довольны моей успеваемостью в школе. Они сказали, что я вернусь в спортзал только тогда, когда начну хорошо учиться. Но особо хорошо учиться я так и не стал. (Улыбается). Да и родители вскоре поняли, что лучше мне ходить на тренировки, чем болтаться по улице. А тут еще Константин Рогович как-то приходит и говорит, мол, Иван Иванович сказал, что не пустит его на тренировки, если он не приведет меня назад. Конечно, Иван Иванович пошутил. Но психологическая уловка вполне удалась. Константин был у него одним из лучших учеников, он бы его не лишил тренировок. Но Костя воспринял это всерьез. Не знаю, чем я приглянулся Ивану Ивановичу. У меня ведь не было особых физических данных. Сейчас, спустя много лет, я думаю — характером. Возможно, он увидел во мне стержень. Не выиграю, так укушу. Просто так я не сдавался. В общем, начиная с 1974 года, с 14 лет я занялся борьбой вплотную.

Знаете, что раньше, что сейчас – ничего не изменилось. Родители всегда на работе, а дети предоставлены сами себе. Это вполне понятно, ведь взрослые хотят, чтобы их дети были одеты, обуты и накормлены. Моя мама Антонина Петровна и отец Анатолий Петрович всю жизнь отработали на железной дороге, у них была единственная запись в трудовой книжке. К тому же мама была депутатом горсовета. Свободного времени не было.

— Что послужило главным стимулом заниматься борьбой?

— В русском человеке, особенно в сибиряках, на мой взгляд, изначально заложено детское желание побороться, выиграть, быть сильным. Во мне это тоже было. Сыграл свою роль и другой фактор – я хотел быть лучшим во дворе. Я рассуждал так. Буду заниматься, знать много приемов, значит, буду побеждать. Я когда увидел Ивана Ивановича Вахтеля – большого, сильного, здорового красивого, сразу захотелось быть похожим на него. Он был для нас примером борца. А это очень важно для мальчишек.

Если бы я не стал заниматься вольной борьбой, я бы так не развился в физическом, интеллектуальном, умственном плане. Представляете, начинаем ездить по городам на соревнования, а мы же должны о них знать. Брали карту, смотрели, где они находятся. Если знаний не хватало, искали  литературу, читали, развивались.

Раньше я никогда не читал книг. И если бы я не занялся вольной борьбой, так бы их в руки и не взял. Но мне не хотелось быть необразованным на фоне других спортсменов, поэтому начал читать Шолохова, Толстова, Тургенева и других  классиков. Прочитал всю школьную программу. К тому же на нас смотрели младшие ребята, видели, что мы читаем, ориентировались на нас.

Через три года тренировок, в 17 лет, я стал мастером спорта СССР. Учился тогда в кемеровском училище №3, что на Предзаводском. Меня спокойно отпускали на сборы и соревнования. В училище считался одним из лучших спортсменом,  даже фото висело на доске почета.

— А как стали мастером спорта?

— Это вообще отдельная история. Если честно, я даже не ожидал. Это было во Фрунзе. В апреле 1978 года проходил всесоюзный турнир по вольной борьбе. От Кузбасса поехала большая команда, в том числе я, Сергей Игнатенко, Анатолий Попов, Виктор Жильцов, Николай Арсентьев. Мы, если так можно выразиться, были группой поддержки для Попова, который должен быть победить и, соответственно, стать мастером спорта. Лично мы особо ни на что не надеялись, серьезный турнир, серьезные борцы.

Приехали, мне тогда нужно было сгонять  вес около 4-х килограммов – до 90 килограммов. Бегаю, сгоняю. И буквально накануне соревнований снится мне сон, что я пью воду. А когда сгоняешь вес, пить нельзя. Просыпаюсь, и что вы думаете? Я сижу около крана и пью воду. Получается, я встал, пил воду, а мне казалось, что это было во сне. Жуть. Когда ты целенаправленно сгоняешь вес, организм привыкает, а я воды напился.

Начались соревнования, я весь опухший, руки отекли, не слушаются. А у меня первая схватка с местным борцом. Вижу, что могу его победить, а сделать ничего не получается, руки не слушаются. Конечно, проиграл. Но потом все вошло в норму. В итоге Игнатенко занял 1 место, мой соперник второе, а я третье. Стал мастером спорта. Воспринял это спокойно. Я уже до этого побеждал в РосСпартаке и был призером ЦС Спартак.

— Вы были директором областной СДЮСШОР по спортивной борьбе, что на Тухачевcкого, 19 в Кемерове?

— При Иване Ивановиче Вахтеле спортивная школа олимпийского резерва получила такой статус. В областную школу вошли легкая атлетика, бокс, тяжелая атлетика и вольная борьба. В непростые 90-е годы многие тренеры уволились. Осталось несколько вольников – Секлецов, Бухтояров, Орлов, Филимоненко. Я считаю, что благодаря Ивану Ивановичу, который в то время был директором школы, она смогла сохраниться. Кстати, именно при нем стала развиваться женская вольная борьба, в перспективу которой никто не верил. А когда он собрался уезжать, то сказал: «Я вижу тебя директором». Там я отработал около четырех лет.

Потом трудился в шахте, женился и уехал в село Салтымаково. Не скрою, чтобы получить жилье. Моя первая супруга была учителем русского языка и литературы, а я – учителем физкультуры. Там я развел бурную деятельность, возил ребят на соревнования. И когда почти через четыре года мы собрались возвращаться в Кемерово, нас не хотели отпускать…

— Учитывая ваш опыт работы с детьми, что бы вы посоветовали родителям, которые приводят своих детей на борьбу?

— Поддерживать ребятишек и в то же время не мешать им. Научить детей ставить перед собой цели и достигать их. Не останавливаться на успехе, а идти вперед. Я и своих детей так воспитываю. У меня их четверо, двое в первом браке и двое во втором. Они очень дружны и любят друг друга. Я очень благодарен своим родителям, что они поняли меня в детстве и отпустили на борьбу, с которой у меня много связано. Не ломали и не старались переделать. Кто-то хочет стать музыкантом, а кто-то борцом, и это нормально. Все дети разные. Необходимо вселить уверенность в своего ребенка, когда он проиграл, и радоваться вместе его победам.

Еще бы я посоветовал родителям не сюсюкаться со своими детьми. Не делать трагедии из того, что сын пришел домой с синяками. В борьбе, как и в жизни, бывают разные ситуации. Отказаться от беспредельной опеки, которую мы порой наблюдаем сейчас у родителей. Чуть что, бегут за ребенка заступаться. Так нельзя. Детей не нужно растить в тепличных условиях. Наоборот, необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок сам мог постоять за себя, и у него не возникало даже мысли, что родители придут и заступятся за него. Излишняя опека губит детей, они растут безхарактерными. Дети подспудно понимают, что за ними —  мама и папа, и они придут и будут за него «биться». Разве это воспитание? А если нет характера, значит, не будет воли к победе. Пусть мальчишки набивают шишки, пусть учатся побеждать.

— Какой, на ваш взгляд, главный девиз борца?

— Пришел, увидел, победил. Самое главное для борца – это внутренний стержень. Он должен быть таким сильным и мощным, что, даже проигрывая, борец верил в себя и говорил — завтра я обязательно выиграю. А если он рассуждает так: «Я проиграл и никогда не стану победителем», это не борец. Да и не боец вовсе.

Борец должен понимать, что когда его наклоняют, он должен извернуться и наклонить соперника. У настоящего борца всегда присутствует мотивация – стать первым, стать лучшим.

Сейчас много литературы, где описаны техники, которые помогают психологически подводить ребят к победе, стимулировать их. Одному сказать одно, второму – другое. Масса вариантов индивидуальной работы. Ведь самое важное – это слово. Надо найти такое, чтобы спортсмен шел на победу ради своей семьи, ради себя, ради того края, где он родился.

Иван Иванович Вахтель разговаривал с каждым. Он был психологом. Тогда не было такой литературы, как сейчас. Если бы она у него была, отличных борцов у него было бы намного больше. Он воспитал много талантливых учеников, они были у него и в России, и в Союзе. Я долгие годы тренировался у него. И до сих пор считаю его своим тренером. После армии в СКА Новосибирска, где я был чемпионом вооруженных сил, я перестал тренироваться. Иван Иванович мне тогда сказал: «Жаль, ты мог бы достигнуть большего». Может быть. Но теперь я об этом никогда не узнаю.

Марина Кларисс

Смотрите также: