Владимир Секлецов: «Мой первый тренер меня покорил»
Кемеровчанин Владимир Николаевич Секлецов – мастер спорта СССР по вольной борьбе, тренер высшей категории. Судья международной категории и судья всероссийской категории. Неоднократный победитель областного конкурса «Лучший судья Кузбасса».
За время работы подготовил десятки мастеров спорта России и мастера спорта международного класса. Спортивный стаж около 40 лет. Взрослых ребят Владимир Николаевич тренирует в паре с Сергеем Викторовичем Бухмиллером, малышей — с Сергеем Альбертовичем Погореловым.
Воспитанник Владимира Секлецова и Сергея Бухмиллера – Павел Кривцов в 17 лет стал мастером спорта, трехкратный победитель первенства России среди юниоров, участник мировых первенств 2014 и 2015 годов (5-е место). За сборную России выиграл Кубок Европейских наций и победил в Америке на престижном международном турнире Дейва Шульца. В составе сборной России завоевал серебро на кубке мира в Америке. В прошлом году был призван в спортивную роту ЦСКА.
— Владимир Николаевич, вашим первым тренером был Иван Иванович Вахтель?
— Да. Тот домик на Новосибирской улице, где тренировались борцы, находился недалеко от нас. Мы с родителями жили на улице Спортивной в областном центре. Я учился в школе №80 и часто ходил с ребятами мимо этого домика, нам было очень интересно, что там происходит.
У меня был одноклассник – Сергей Бакин, сейчас он тренер по велосипедному спорту, очень активный с самого детства. Когда мы учились, он везде и во всем участвовал, и, конечно же, тянул меня за собой – то на футбол, то на хоккей с шайбой. Я в детстве был «дохлым», но за другом всегда тянулся. Именно он привел меня на вольную борьбу в 5 классе.
Помню, когда мы пришли, тренер уехал на соревнования, его не было. Но когда он вернулся, и я впервые увидел Ивана Ивановича Вахтеля, он меня сразу покорил, я буквально влюбился в него. Большой, кучерявый, харизматичный – очень интересный человек. Кстати, мы до сих пор с ним общаемся.
Иван Иванович всегда очень доходчиво нам объяснял, как правильно использовать свои преимущества. Один может победить за счет своего роста, другой за счет скорости, техники, выносливости. Он всегда давал нам понять, что любой из нас может добиться успеха. Позже я начал догадываться, что это не совсем так. У спортсмена должен быть характер и целеустремленность. Если их нет, никакие данные не помогут. Все зависит от тебя самого, от того, что ты хочешь достигнуть.
Помню, поехали мы первый раз за пределы области в город Грозный на соревнования – на первенство СССР по «Спартаку». Я только поступил в техникум коммунально-строительный, мне шел 16-й год. Выиграл у кабардинца схватку, так радовался. Выступал в весе 48 килограммов. А вот казаху проиграл. И тогда я понял, на ковер выходят такие же ребята, как и мы, у них можно победить, и к этому надо стремиться. Когда вернулись домой, на следующий день в 6 утра я надел форму и побежал кросс. Делал зарядку, которая дисциплинировала, до морозов бегал по утрам, испытывал себя на выносливость. Кстати, не все мои товарищи это делали. А на тренировку в домик мы приходили к восьми утра, хотя она начиналась в девять. Рядом жила техничка тетя Маша Белкина, так вот она нам давала ключи от спортзала. Весной – опять на улицу бегать.
В домике я занимался до 1978 года, потом перешел в «Динамо», в областную сборную. Там параллельно вели тренировки Иван Иванович Вахтель и Петр Гаврилович Брайко. Иногда проходили совместные тренировки, когда готовились к официальным соревнованиям по Сибири, Уралу и Дальнему Востоку. Была очень большая зона. Мы даже селились в гостиницу «Центральная», чтобы не терять время на дорогу и быстро добираться до спортзала.
— Вы чуть не связали свою судьбу с хоккеем, как это было?
— Мы учились в школе, я уже занимался борьбой. И как-то раз мой друг Сергей Бакин говорит, пойдем с нами на хоккей, у нас вратаря нет. А мы в свое время, как и многие мальчишки, играли во дворе в хоккей с шайбой. У нас был клуб по месту жительства. Сначала было первенство дворов, потом первенство Центрального района, где наша команда выиграла. Форму нам не выдавали, у вратаря никакой защиты не было. Поэтому чтобы не было больно падать, я одевался «потолще», из валенков делал щитки. Когда наша команда выиграла район, начались городские соревнования. Там были серьезные соперники с Кировского и с Ленинского районов. У этих команд были тренеры. А нашим руководителем клуба была женщина, далекая от хоккея. Единственным, кто нам помогал тренироваться, был отец одного из мальчишек. В общем, наша команда выиграла первенство города. Я удачно стоял на воротах, вольная борьба сыграла свою роль, реакция была хорошая. И в 7 классе я стал лучшим вратарем города. После городских соревнований надо было ехать на областные. Только тогда сборной городской команде выдали форму. Я говорю, что ехать не могу, у меня вольная борьба. Мне отвечают, мол, сейчас же каникулы. В общем, поехал. На области мы, конечно, не выиграли. Там были традиционно сильные команды из Новокузнецка и Прокопьевска.
К тому времени я уже понял, что хоккей с шайбой – не мой вид спорта. Вольная борьба – другое дело. Я приходил в спортзал, где занимались классные ребята – Константин Рогович, Александр Шиве, Владимир Захарушкин, Владимир Корчуганов, Александр Синяков. Они служили примером для подражания. Я хотел быть таким, как они. Я считаю, что у каждого спортсмена должен быть перед глазами тот, на кого можно равняться. Мне в этом смысле повезло. Да и в армии мне посчастливилось тренироваться с отличными борцами.
— А где вы служили?
— В 1984 году меня призвали в армию по линии «Динамо». Служил в городе Кемерово во внутренних войсках и тренировался у Петра Гавриловича Брайко. Вместе со мной призвали Лопухина, Остроухова (первый тренер Павла Кривцова), через год Брыксина, Воропаева, Лабоцкого, Гончарова, Бакина. Тогда нас была целая плеяда. Позже нас прикомандировали к Томску. А дослуживать нас отправили в Красноярск. Мне посчастливилось тренироваться в Красноярской школе высшего спортивного мастерства у Дмитрия Георгиевича Миндиашвили, ныне Академия борьбы им. Миндиашвили. Тогда он сам еще работал, тренировал сборную Красноярского края, и мы под его руководством успешно занимались.
Красноярская школа была и остается очень сильной по вольной борьбе, мощные традиции, не дотационный регион. Там изначально были лучшие условия для борьбы. Хорошая спортивная база – спортзалы, летние лагеря, достойное финансирование. Оттуда вышло 13 олимпийских чемпионов, 16 заслуженных мастеров спорта, 52 мастера международного класса, около 500 мастеров спорта СССР и России.
Когда я туда попал, меня поразила интернациональная команда – русские, чеченцы, армяне, грузины, хакасы, тувинцы.. Я тренировался с сильнейшими борцами. Вы не представляете, какое это было ощущение! Когда тренируешься с мощными соперниками, ты сам профессионально растешь. Они «дотягивают» тебя до своего уровня. Когда я там занимался, на ковре работали несколько чемпионов мира. Я – в паре с Виктором Алексеевым, многократным чемпионом СССР, Европы и мира. Он в то время был просто непобедимым.
Мне посчастливилось увидеть, как работают на ковре первый абсолютный чемпион мира, чемпион СССР Ахмед Атавов; бронзовый призер Олимпийских игр, многократный обладатель Кубка мира, чемпион СССР Сергей Карамчаков; чемпион мира Владимир Модосян и другие.
— Скажите, пожалуйста, а на кого сейчас равняться нашим мальчишкам в Кузбассе?
— Например, на Павла Кривцова. До травмы он входил в сборную России и побеждал на разных соревнованиях, в том числе на международных за границей; на Ламберта Харонова – одного из сильнейших юношей сибирского округа; на Артема Ашваняна, который недавно победил в Красноярске на краевом турнире среди юниоров на призы заслуженного мастера спорта Заура Ботаева; на Александра Захарушкина – неоднократного победителя и призера многих престижных турниров; на Остапа Пасенка — победителя международного турнира «Шахтерская Слава» в этом году.
Что касается Павла Кривцова, то к нему можно подобрать много эпитетов – дисциплинированный, трудолюбивый, порядочный, волевой, целеустремленный. Он самый лучший в Кузбассе из действующих борцов. У него была серьезная травма, но сейчас он вновь готов добиваться результатов. В настоящий момент Павел находится на сборах в Москве в ЦСКА. Надеемся, что весной он вновь будет выступать за сборную России. В Москве тренирует Павла Кривцова заслуженный тренер России Ислам Колаев. Конечно, мы с тренером сборной общаемся и поддерживаем отношения.
У Павла есть цель – Олимпийские игры. И он к этой цели идет. Жаль, что у некоторых нынешних кузбасских спортсменов нет четкой мотивации, зачем они занимаются вольной борьбой. Нет установки на победу. И, к сожалению, в нашей областной сборной представлены не все весовые категории.
— Как вы стали тренером?
— Когда я демобилизовался, снова вернулся в сборную области к Ивану Ивановичу Вахтелю. В то время главным кузбасским тренером по вольной борьбе был Сергей Васильевич Большаков. Он долго и плодотворно работал. Нам очень нравилось, как он руководит сборной. А потом по стране вышло положение, что принимать участие в официальных соревнованиях могут спортсмены после 24 лет, если у них есть звание мастер спорта международного класса. Глупость несусветная. Позже это положение отменили. Но мне в то время уже исполнилось 24 года, я был мастером спорта СССР, но не имел категории международного класса, следовательно, выступать на Чемпионатах России уже не мог. А с вольной борьбой расставаться не хотелось. И тогда мне предложили поехать в город Ленинск-Кузнецкий тренером, где открывался спортивный интернат, который позже стал училищем олимпийского резерва. Там мы начали работать в паре с Сергеем Николаевичем Козыревым. Набрали с области ребят, которые занимались вольной борьбой. И вы знаете, за 8 лет работы мы добились неплохих результатов — подготовили 10 чемпионов России по юношам и юниорам. Например, действующий вице-президент Федерации спортивной борьбы Кемеровской области Александр Слабей, который в то время был лучше всех подготовлен в спортивном интернате, стал у нас первым чемпионом России по юношам в Чебоксарах.
Кстати, за наш спортинтернат выступал будущий трехкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира и Европы, пятикратный чемпион России Бувайсар Сайтиев. А дело было так. Мы с его тренером Султаном Гашимовым были друзья по сборной России юниоров, когда я еще выступал от «Спартака». И вот у нас проходят соревнования по профсоюзам, приезжает к нам Султан Гашимов со своими воспитанниками – Бувайсаром Сайтиевым и Исламом Матиевым. К сожалению, они тогда неудачно выступили и никуда не попали. После соревнований Султан Гашимов обратился ко мне с просьбой, чтобы я взял к себе в команду от спортинтерната его воспитанников. Мы в то время уже готовились на Союз по спортинтернатам. Это были престижные соревнования – команды от Москвы, Баку, Еревана, Душанбе, Тбилиси, Минска, Киева. И тут вдруг на этих соревнованиях заявляет о себе Ленинск-Кузнецкий, о котором вообще никто ничего не слышал. Наша команда тогда заняла 3 призовое место среди сильнейших спортинтернатов СССР. Бувайсар Сайтиев и Ислам Матиев принесли нам очки, заняв каждый в личном зачете третье место. После этих соревнований Сайтиева зачислили в группу спортинтерната. Выступая от нас, он стал чемпионом СССР по юношам, а в 1993 году перешел в Красноярскую школу высшего спортивного мастерства им. Миндиашвили. Мы с ним недавно виделись в октябре, когда я был арбитром на международном турнире в Красноярске на призы Бувайсара Сайтиева.
После Ленинск-Кузнецкого я немного поработал в Белово, куда переехал Сергей Николаевич Козырев, а потом вернулся в Кемерово. Я тогда уже был женат, и у меня подрастала дочь.
Начал работать в СДЮШОР на Кирова,45 в паре с Иваном Михайловичем Бухтояровым. Директором школы был тогда Иван Иванович Вахтель. Конец 90-х годов, тяжелое время, многие тренеры уволились, надо было кормить семьи. Зарплата задерживалась. В то непростое время благодаря Ивану Ивановичу Вахтелю спортивная школа смогла сохраниться, когда все везде разваливалось.
Позже меня пригласили работать в «Динамо». Именно при начальнике ГУВД по Кемеровской области Анатолии Владимировиче Виноградове наступил расцвет кемеровского отделении «Динамо». Cпорту уделялось очень большое внимание. Собрали лучших самбистов и борцов вольного стиля. Когда пришел Виноградов, кемеровское отделение занимала по России 40 место. Прошло время, и мы поднялись на 6 строчку.
— Помимо того, что вы — тренер, вы еще являетесь арбитром соревнований. Наверное, непросто совмещать разные виды деятельности?
— Конечно. Тренер и судья – это разные темы. Надо выезжать на соревнования. А твои ребята остаются. Поэтому просто необходимо работать в паре с другим тренером. Арбитр – это общественная нагрузка. Но с другой стороны – это статус, престиж.
Чтобы быть арбитром, надо иметь « железные» нервы и светлую голову, никогда не терять самообладания. Ведь от твоего судейства зависит судьба спортсмена. Любая судейская ошибка, и спортсмен уже никуда не едет. В моей практике было много историй. Но особенно запомнилась одна. Два равные по силе борца одновременно падают за ковер. За доли секунды надо было определить, кто первый упал. Я обозначил победителя. Что тут началось! В итоге, собрали независимую комиссию, которая до двух часов ночи в замедленном видеосюжете пыталась определить, кто одержал победу. Как выяснилось, я оказался прав. Председатель комиссии тогда сказал: «Мы до двух часов ночи определяем, кто победил, а судья сделал это мгновенно». Победил тогда Георгий Кетоев, который в этом же, 2007году, стал лучшим борцом чемпионата мира в Баку, а в 2008 году стал бронзовым призером Олимпийских игр. Если бы комиссия пошла на поводу у болельщиков его соперника, не было бы у России такого яркого борца.
И еще немаловажный момент. Когда у сборной региона есть свои судьи, к ней относятся уважительно. Мы не можем судить своих борцов. Но наши коллеги-судьи знают, что мы очень внимательно следим за соревнованиями, поэтому им нельзя ошибиться. Ведь потом будем судить мы. Это, своего рода, защита интересов нашей сборной на престижных соревнованиях. Поэтому я считаю очень разумным шагом то, что наша Федерация спортивной борьбы начала укреплять судейский корпус. Перед международным турниром «Шахтерская Слава» в сентябре этого года в Кемерове прошел семинар судей. Его вели два олимпийских арбитра. Это очень высокий статус. По окончанию обучения участникам семинара выдали сертификаты. Теперь надо нарабатывать мастерство на соревнованиях и подавать документы на категорию судей всероссийской категории. Так что в ближайшем будущем, я думаю, у нас появятся новые имена в судейском корпусе Кузбасса.
Марина Кларисс
Владимир Секлецов: «Мой первый тренер меня покорил»
- В публикации: Александр Брыксин, Александр Захарушкин, Александр Синяков, Александр Слабей, Ахмед Атавов, Ашванян Артем, Бувайсар Сайтиев, Виктор Алексеев, Владимир Захарушкин, Владимир Корчуганов, Владимир Модосян, Владимир Секлецов, Георгий Кетоев, Дмитрий Гончаров, Заур Ботаев, Иван Вахтель, Ислам Колаев, Ислам Матиев, Константин Рогович, Ламберт Харонов, Миндиашвили Дмитрий, Олег Воропаев, Остап Пасенок, Остроухов Андрей Николаевич, Павел Кривцов, Петр Брайко, Сергей Бакин, Сергей Большаков, Сергей Бухмиллер, Сергей Карамчаков, Сергей Николаевич Козырев, Сергей Погорелов, Султан Гашимов, Шиве Александр Анатольевич